14 июн 2012

Как правильно выбрать автосервис

admin Категория: Авто
Сразу оговорюсь, если у вас новый (ну, или почти новый) импортный автомобиль, то, за редким исключением, дорога у Вас одна, в сервис Официального Дилера. Нет, конечно и в других местах, возможно, возьмутся за ремонт, но… стоит ли? Особенно если дело не в простом техобслуживании или ремонте подвески (которую, в большинстве случаев можно починить практически везде, где есть подъёмник и пара добросовестных слесарей с приличным опытом работы), а в, так скажем, «интеллектуальных» областях, электрике, ремонте систем впрыска или кондиционеров. ВАЗ–2106 или Audi A6? Уровень для этого нужен несколько разный (хотя, конечно, бывают и исключения, как же без них, например, я знаю человека, который занимается системами впрыска последних моделей VAG и отечественных, причём делает это давно и весьма профессионально в спаренном боксе одного из гаражных кооперативов).

Давайте рассмотрим группу несколько более дешёвых (зато более массовых) машин. Это практически все отечественные и импортные (широко распространённых моделей) машины где–то до 92–94 года. Я ими занимаюсь, и смогу более точно оперировать понятиями. Итак — Вы купили первую машину. Почему именно первую? Потому, что если у вас она уже была, то вы, возможно уже знаете куда обратиться. Понимание, как говориться, приходит с опытом. Итак, рассмотрим некую классификацию ремонтных заведений по, если так можно сказать, уровню.

Сервисы, принадлежащие официальным дилерам. Рекомендуется для относительно свежих и дорогих моделей иномарок. Стоимость практически всегда наивысшая из возможных. Причём относится как к работе, так и к деталям (в магазинах можно найти куда дешевле). На дорогой машине экономить не стоит, но вот если у вас пятнадцатилетний VW Passat, то этот вариант, увы, разорителен.

Крупные станции, принадлежащие фирмам. Уровень обслуживания почти такой же, как и в первом случае, но работают зачастую с несколькими марками авто. Иногда специализируются на чём–то одном. На въезде — мойка (обязательная, независимо от времени года и чистоты машины: нечего грязь в ремзону тащить, оно и правильно, но — за ваш счёт). В помещении для клиентов — мягкие диваны и телевизор, приёмщик вежлив, в зону ремонта обычно не пускают. Заплати, получи, а остальное на доверии. Цены тоже не маленькие, но обычно чуть ниже, чем в п.1. Машины встречаются всякие, ремонт которых оправдан их стоимостью, свежие ВАЗы и ГАЗы, почти свежие иномарки и т.п.

Сервисы, принадлежащие частным хозяевам и мелким фирмам (зачастую фирма и состоит из хозяина и работников). Лоск, конечно не тот, как в первых двух случаях, но есть и свои плюсы, причём, как ни странно, не только в меньшей стоимости работ. Да, здесь зачастую грязновато, как снаружи, так и внутри. Причём Вам, возможно, придётся находиться в «этом» самому, помещения для ожидания клиентов может и не быть. Часто при сервисе имеется магазин запчастей, как правило для отечественных машин (или для марки, обслуживаемой на сервисе, если он специализируется на одной марке), но не обольщайтесь, в любом магазине, не располагающемся при сервисе, цены приятно удивят.

Зато Вы можете, как правило, пройти в зону ремонта и наблюдать за «процессом». Иногда это даже нужно, поскольку проблема покупки необходимых запчастей ляжет на Ваши плечи. Неудобно — зато максимально дёшево, и Вы можете выбирать, где купить. Чем важна возможность присутствовать при ремонте я расскажу ниже. Процедура оплаты часто упрощена, красивый фирменный бланк Вы, скорее всего, не получите. Иногда ремонтник работает так сказать «на карман», мимо кассы. Для Вас это может быть даже предпочтительнее, об этом также ниже. Помывка машины в этом случае дело добровольное, что конечно отражается на внешнем виде слесарей и помещения в целом, зато экономит Ваши деньги.

Следующая категория — это так называемые «гаражные» сервисы. Отметим, что в гаражных кооперативах могут находиться и представители из третьей группы, т.е. фирмы имеющие хозяина, расчётный счёт и т.п. Но речь в данном случае об умельцах, (как в кавычках, так и без), промышляющих в своём или арендованном гаражах. Иногда, если дело идёт, покупаются соседние гаражи и бизнес укрупняется. Это скорее хороший показатель. Почему–то в подобных условиях больше всего занимаются кузовным ремонтом и маляркой, слесаря встречаются чуть реже, электриков и карбюраторщиков ещё меньше. К этой же категории можно отнести и ремонт в автобусных, автомобильных и таксопарках. Т.е. частную инициативу работающих там людей. Цены тут ещё несколько ниже (поскольку, как правило, мастер в этом случае никому не платит, кроме небольших «отступных» директору гаражного кооператива или своему начальнику. О налогах речь вообще не идёт, но… Вам оно интересно?). Качество ремонта может быть от никакого до хорошего, а то и выше. Как же определить? Вот тут мы и подходим к самому интересному.

Всё дело в том, что, в отличие от покупки товара в магазине, (где, если вы покупаете продукт известной марки за нормальные деньги, то можете быть практически уверены в его качестве) в секторе услуг вообще, и авторемонта в частности, положение не такое определённое. Можно потратить много денег, обратившись в хорошо разрекламированный техцентр, чистый и красивый, находящийся рядом с Вашим домом, и не получить никакого удовлетворения от содеянного. А можно обратиться к «дяде Васе» в гаражи на окраине города, и за вдвое–втрое меньшую сумму достичь желаемого с отличным качеством. А может быть и наоборот. Дело в том, что конечный результат ремонта определяет не солидность заведения, а квалификация работающего там человека, и, как это не пафосно звучит, отношение его к своему труду. Если в офисе мягкие диваны, то это совсем не означает, что человек, который вот–вот начнёт заниматься Вашим автомобилем, не пил вчера до потери памяти, а теперь все его мысли не о том, как бы побыстрее и получше вас обслужить, а о том, как бы улучить момент и сбегать через дорогу за холодным пивом. Или другой вариант. Ремонтники, что называется, «сидят на окладе». В этом случае их заинтересованность почти равна нулю. Им всё равно заплатят. Такое характерно прежде всего для гарантийных станций ВАЗа и ГАЗа. Поскольку оклад ещё и маленький, то основным смыслом работы становится «разводка» клиента на дополнительную оплату «на карман». Зачастую успешно. Правда администрация старается не допустить встреч механика и клиента, но голь, как известно… Бывают, как говорят, и совсем нехорошие варианты. Ремонтник имеет связи в хорошо известных кругах. Вместе с производством работ он втихую делает отпечатки ключей зажигания, дверей и мультилока, зашивает дополнительный брелок для сигнализации, и, через некоторое время, ваша машина, оставленная вами на минутку у магазина, исчезает без единого звука и навсегда. Хотя это, наверное, крайности. Но тоже бывает.

Для чего я всё это пишу? Для того, чтобы подвести Вас к тому, что лучше всего, когда имеется возможность иметь дело непосредственно с мастером, выполняющим работу, посмотреть на него, чтобы решить, стоит ли с ним связываться, присутствовать при ремонте (естественно если он не затянется на десятки часов), чтобы потом не было ненужных вопросов. Допустим Вы нашли подобное место из третьей или четвёртой группы. Поговорите с мастером. Если от него пахнет «самизнаетечем», то, мой Вам совет, ретируйтесь под благовидным предлогом (заеду чуть позже, съезжу за деньгами и т.п.). Бывают ещё наркоманы (Вы удивлены, как их хозяин держит на работе? Откройте любую газету по трудоустройству и посмотрите, сколько требуется авторемонтников разных специальностей. Не то, что хороших, плохих на всех не хватает. Я и по себе помню. Каждая моя попытка поменять работу вызывала шквал звонков). У них естественно изо рта не пахнет, но есть другие признаки: смотрящие «вовнутрь себя» глаза, сбивчивая невнятная речь, даже в жаркую погоду, когда все работают в майках он в рубашке с опущеными рукавами (чтобы не было видно следов от уколов). С этими ещё хуже. Тут уже не до качества, можете, по окончании ремонта недосчитаться чего–нибудь в салоне или багажнике. Мне доводилось работать с представителями обоих «категорий», так что имею представление.

Ну ладно, допустим просмотр принёс хорошие результаты. Человек перед Вами трезв, может чётко и внятно ответить на ваши вопросы (что уже хорошо) и обещает помочь в вашей беде. Если, к тому же, он не злоупотребляет «ненормативной лексикой», а в глазах виден проблеск интеллекта, то это почти уже нирвана. Но не торопитесь. Оглядите его рабочее место, инструмент и приспособления. Хороший профессионал на инструменте не экономит, поэтому у него должны быть наборы всякого рода ключей, головок, съёмники, различные приспособления. У электрика обязательно должен быть паяльник (если соединения, которые можно свободно пропаять, берутся только «на скрутку» — это не хорошо, хотя есть места, куда паяльником не подлезть, и есть места, где пайка и не нужна, но всё же он должен быть), хороший цифровой прибор (да, многое можно сделать и с помощью контрольной лампы, но далеко не всё), если Вы приехали чинить ижектор — то должен также быть сканер для считывания кодов неисправностей (или, что ещё лучше, адаптер в комплекте с компьютером). Согласен, можно, в некоторых случаях обойтись и режимом самодиагностики, но это обычно всё же хуже, да и не солидно как–то. Также должны иметься разного рода плоскогубцы, кусачки, обязательно очиститель изоляции (если провода освобождаются от изоляции зубами электрика — это явный дешёвый дилетант, неуважительно относящийся к себе и к своему труду, и к Вам, соответственно). Если же весь инструмент мастера состоит из разбросанных по полу ржавых ключей, помнящих эпоху социализма (или, что хуже, свою китайскую родину), а большинство работ выполняется при помощи «кувалды и какой–то матери», то может и не стоит связываться? Человек, экономящий на себе, не забудет сэкономить и на Вас. 412–ый Москвич можно сделать и так, все прошлые десятилетия его так и делали, но если у Вас что–то получше, то лучше не надо. Если и тут всё в порядке — то продолжаем.

Очень невредно поговорить с кем–нибудь из его клиентов, дабы получить о нём некие отзывы. Вполне возможно, что, в отличие от Вас, он уже здесь не первый раз, и сможет вам что–то рассказать. Обычно такое возможно, если приходится ждать своей очереди. Разумеется при этом обсуждаемый присутствовать не должен (можно выйти на улицу «покурить»). Вполне возможно, что узнаете много полезного. Если и тут нареканий нет — то можно оставаться. Стоимость предполагаемых работ оговорили? Естественно примерно, точно можно оговаривать некоторые слесарные работы (открутить/прикрутить), а вот электрику, где поиск неисправности порой занимает времени гораздо больше, чем её устранение, или ремонт кузова, где тоже, как говорится «возможны варианты» – точно сразу определить нельзя. Во всяком случае — не всегда.

Попутно хочу сказать, что вообще–то для наилучшего поиска места ремонта проще всего провести опрос знакомых, уже имеющих автомобиль, и, соответственно, пользующихся услугами автосервисов. Эта «реклама» — самая достоверная. А вот так называемые «случаи из жизни» — мелькающие во всех изданиях автомобильной направленности — как правило лишь плод фантазии авторов статей, которые за 50 долларов и выше (в зависимости от солидности издания) расписывают прелести заказавшего статью автосервиса. Скрытая реклама ещё большая гадость, чем обычная (под обычной я, в данном случае, имею в виду пошлую и навязчивую рекламу всякого дерьма, рассчитанную на самый примитивный интеллект, обычно по телевизору). Против нормальной рекламы в тематических газетах я ничего не имею, наоборот, она нужна. Так же, как и против телевизионных роликов, сделанных со вкусом и юмором, хотя их и мало (у нас).

Любой мастер рассчитывает, что если он сделает хорошо и не очень дорого свою работу, то в следующий раз этот человек приедет опять именно к нему. А ещё лучше, если он будет советовать сделать то же самое своим знакомым, а те своим, и так далее. Например, большинство сервисов из четвёртой группы живут именно этим. Иногда, к сожалению, они привлекают только низкой ценой. В плохих условиях хороший специалист работать (при сегодняшней востребованности) не будет. Хотя бывают и гаражи, оборудованные почище сервисов из третьей, а то и второй группы.

Хотелось бы сказать ещё вот о чём. Иногда, стремясь за некоей (часто сомнительной) экономией, люди вообще идут на странные, с точки зрения логики, дела. Доверяют ремонт знакомым (или знакомым знакомых) прямо во дворе. Помилуйте! Что и как можно сделать в таких условиях? Примерно с таким же успехом можно рекомендовать хирургическую операцию в привокзальном туалете с использованием консервного ножа.

Примеры из практики. Знакомый показывает стоящую у него во дворе «семёрку» (слава Богу не BMW, говорит, что некая дама попросила устранить некоторые электрические неисправности в её авто. Спрашивает, сколько за это брать. Просмотрев листок с перечнем проблем я говорю, примерно сколько это стоило бы в моём случае. Не–е, отвечает он, маловато будет, поболее возьму. Вот так. А что можно сделать во дворе с инструментом, умещающимся в старой сумке, когда ни электросеть не доступна (паяльник и электродрель «в минусе»), ни схем, ничего вообще. Я бы в таких условиях делать отказался (и отказываюсь, когда зовут «на выезд») поскольку хорошо сделать не смогу, а «вешать сопли» не хочу, но вот… делают же.

Второй пример. Люди меняют рулевую рейку (Ford Granada без ГУР) на улице в мороз. За 1000 рублей. Я заинтересовался, а почём взяли бы наши слесаря в тепле на подъёмнике? ДЕШЕВЛЕ! (Было сказано, что толком не знают, но за 1000 точно бы сделали, возможно меньше). А теперь подумайте, думает ли о качестве человек, лежащий под машиной в снегу на морозе?

О чём хочу сказать: перед тем, как пытаться сэкономить, хотя бы попытайтесь сравнить цены. И помните, что человек, не сумевший даже купить и оборудовать хотя бы гараж, вряд ли нормально сделает свою работу.